О ЧЕМ КИНО: действие фильма развивается на Земле в будущем, в деспотичном Чикаго. Руководствуясь девизом “Фракция выше крови”, все подростки, достигшие 16 лет, обязаны выбрать одну из пяти фракций и присоединиться к ней на всю оставшуюся жизнь. Каждая фракция представляет определенное качество: Искренность, Отречение, Бесстрашие, Дружелюбие и Эрудиция. Главная героиня Трис Прайор (Шейлин Вудли) родилась в Отречении, она не знает какую фракцию ей выбрать, тест показал, что она дивергент, а значит у нее есть предрасположенность к нескольким фракциям. Она выбирает Бесстрашие и здесь начинается история…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: новый тренд в заокеанском кинопроизводстве – это фильмы про будущее, причем это будущее обязательно является антиутопией. Можно долго перечислять подобные фильмы – “Голодные игры”, “Гостья”, Время”, “Элизиум” и т. д. но сути это не меняет, рецепт у них остается один – придумать безумную идею, построить вокруг нее мир и показать как обычный человек начинает менять сей мир к лучшему. Идея не просто не нова, она уже изношена. В центре всего главный герой, который прыгает «из грязи в князи» – был ничем не примечательным человеком, но внезапно оказался избранным. Любовная линия в том же духе: милая, робкая, но необычная девушка + суровый, замкнутый и красивый (а как иначе) парень. Если описывать сюжет – в фильме происходит множество жестоких событий под стать Варфоломеевской ночи, но смотрится все это предельно стерильно, скорее всего, ввиду того, что фильм предназначен для молодежной аудитории. Но есть в картине и то, что будет понятно тусовке – стремление к жесткому разделению на касты по взглядам, прическам и даже по лампасам на штанах. Та же фракция Бесстрашных… Почему они такие? Почему они ведут себя подобно бродячим собакам. Кто сказал, что если в людях нет страха, они должны бегать по городу как обезьяны, гнобить других и вообще творить что хотят. Молодым же это не надо объяснять!
По моему мнению, Нилу Бергеру элементарно не удалось перевести язык романа на язык кино. Потому что в книге Вероники Рот есть буквально все: и дворцовые интриги аристократии, и противоборство партий-фракций, и “засланные казачки”, и попытки управлять мозгами людей внутривенными инъекциями. Вот только в воплощении режиссера это смотрится как сказка о Мальчише-Кибальчише. Ко всему прочему, актерский состав “Девергента” явно подкачал за исключением, разве что, Кейт Уинслет, которая тоже не блистала оригинальными качествами, но хотя бы не являлась пародией на всех прочих антагонистов во всех прочих фильмах. Да, по воле режиссера, главная героиня, Трис постепенно превращается из домашней девочки в смелую воительницу и у нее постепенно распрямляются и становятся все светлее волосы. Но Шейлин Вудли – это ни в коем случае не Дженнифер Лоуренс из “Голодных игр” и поэтому стать кинозвездой ей не грозит. Большинство остальных актеров, и в их числе Джай Кортни и Тео Джеймс, играют то, к чему привыкли – нечто на пограничье фэнтези и пеплума.
РЕЗЮМЕ: как говорил Михаил Задорнов – “американцы – тупые” и, как оказалось, таковых очень много. Иначе как объяснить отличные кассовые сборы этого наивного фильма…Но если не ожидать от этого фильма нетривиального сюжета и глубокой философии, то он вас не разочарует. В конце концов, это же экранизация подросткового романа, а не библейская притча. Такое кино тоже имеет право на существование, не одними же деликатесами питаться. Но если вы никогда не были поклонниками сумеречной саги, не любите фильмы, схожие по жанру с “Голодными играми”, не стоит и смотреть, ваше мнение будет резко-негативным.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев