Фильм “Двойник” (The Double) “Я как Пиноккио – деревянный мальчик!”

Назад
НОВИНИ

237414523741472297020238797922411062387978229094441105О ЧЕМ КИНО: затюканный клерк Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) снимает убогую комнату в общежитии коридорного типа. Застенчивый, скромный труженик, влюблен в свою коллегу, одинокую девушку Ханну (Миа Васиковски), живущую в доме напротив и тайком наблюдает за её комнатой в подзорную трубу. На работе появляется двойник Джеймс Саймон, его абсолютная внешняя копия даже с точностью до одежды, но совершенно другой по характеру человек. И начинается противостояние двух одинаковых людей с диаметрально противоположной психологией. Саймон застенчив, честен, принципиален – Джеймс живет по знакомому принципу «бери от жизни всё». Порой двойники меняются местами. Вскоре новичок, ловкий манипулятор, человек без тормозов, одерживает победу во всех областях: он не только становится любимцем женщин и начальства, но и присваивает себе любимую девушку клерка, учит его своим сомнительным умениям, подчиняет себе его волю, путём интриг лишая Саймона работы, а затем и жилья. Джеймс прочно занимает место Саймона в жизни. И тогда перед главным героем встает выбор – бороться со злом, становясь сильным «добром с кулаками», или смириться со своим и чужим страданием и продолжить жалкое существование…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: непонятно, почему именно в 2013 году тема двойников, актуальная для литературы эпохи романтизма, вдруг всплыла в современном арт-хаусном кино. При этом, режиссерам удалось привлечь в свои ленты заметных актеров (Джейк Джилленхол, Джесси Айзенберг), и потому их творения (названные просто – «Враг», «Двойник») вырвались из привычной фестивальной среды и ушли в широкие массы зрителей. Фильмы поставленные по одноименным романам Фёдора Достоевского и нобелевского лауреата Жозе Сарамаго, немного похожи и по сюжету. Но картина режиссера Ричарда Айоади  выигрывает у ленты Дени Вильнева хотя бы тем, что она стилизована под нищету трущоб Санкт-Петербурга конца девятнадцатого века. Мы видим старинный офис и деревянный лифт бледно-зеленых и грязно-коричнево-серых тонов и типовое жильё с жалким умывальником, туалетом, кроватью, столом и стулом. Старинный обшарпанный поезд метро, где в вагоне едет всего пару людей. Это, конечно, не  Жан-Пьер Жёне или Алексей Герман с их перфекционизмом в деталях, но все же…
Индустриальный мир без намека на какую-либо живность и растительность, в котором невозможно поймать ни единого солнечного лучика. События разворачиваются в прошлом ли, в будущем, а надежнее будет сказать – в другом мире, в другой реальности, существующей в отдельно взятой голове или головах. Этим работа Ричарда Айоади ассоциативно напоминает «1984» Оруэлла или даже «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери. Мир, в котором запрещено думать, выражать свое мнение, нужно лишь пахать во благо великого Полковника (Джеймс Фокс), не способного, а точнее не желающего когда-либо тебя заметить, не говоря уже о том, чтобы похвалить за все эти долгие годы изнуряющей работы ради процветания компании. Все вокруг пропитано выработанной идеологией, которая считает людей своими жертвами, она всепоглощающа, от нее спасаются одним верным способом, а именно – суицидом. Что же, а недовольных ничего не стоит просто стереть из базы данных,  разрезать на куски пропуск и поглумиться над ними. И как в подобном соку вариться Саймону? Скромному, тихому, неряшливому парню, которому можно спокойно нахамить, им воспользоваться, вытирать об него ноги, а он, будучи трудягой, будет на все закрывать глаза, продолжая перевыполнять план. Тут подвигом будет выжить, или же выжить из ума. Одно из двух.
Джесси Айзенберг,  в силу своих внешних данных, идеально подходит для подобных ролей. Еще в “Социальной сети” и “Иллюзии обмана” зрители могли видеть нагловатого, уверенного в себе человека, а в “Двойнике” Джесси показал,  что может быть и жалким, неуверенным в себе. “Я не понимаю кем я хочу быть и кто я на самом деле есть. Я как Пиноккио – деревянный мальчик!”. Немного проще было играть свою роль Мие Васиковски. Ее героиня Ханна – простая, не хватающая звезд с неба, девушка. Но она уж точно не затюканная или потерянная в этом мире. Как любая особа женского пола, она имеет основное предназначение и, разумеется, выбирает более сильного и лихого. Если фильмы “Джейн Эйр”, “Алиса в стране чудес”, “Таинственный мистер Ноббс” закрепили за  Васиковски амплуа робкой, беззащитной особы, то после ее роли в вампирской картине “Выживут только любовники” стало понятно, что диапазон ее намного шире.
РЕЗЮМЕ: К сожалению, режиссеру не удалось сделать интересным фильм о неинтересных людях. Как написал в своей рецензии Rovego: “Фильм не интересен – он чудовищно, невыразимо скучен. Даже таинственное раздвоение героя не способно заглушить зевок просвещенного зрителя. И пусть толпа в экстазе маргинального снобизма рукоплещет подобным поделкам, из людей, искушенных в искусстве, Ричарду Айоади вряд ли удастся сделать дураков и соучастников своего громкого провала”
Специально для STARBOM.com  Николай Лежнев