О ЧЕМ КИНО: у Николая Сергеева (Алексей Серебряков) по суду отбирают 0,27 га земли в пользу муниципального узла связи и дают компенсацию 637 тыс. руб – в 6 раз меньше рыночной стоимости. На самом деле место для своего дворца освобождает мэр северного городка Прибрежного, Вадим Сергеевич (Роман Мадянов). Адвокат из Москвы Дмитрий Селезнев (Владимир Вдовиченков) армейский друг Сергеева приезжает к нему на помощь, прихватив с собой папку с убойным компроматом против мэра. Пока Николай гуляет со знакомыми гаишниками, а Селезнев спит с его женой Лилей (Елена Лядова) в отеле, мэр пытается по своим каналам в столице выяснить, стоит ли кто-то опасный за спиной приезжего адвоката…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: фильм получил множество фестивальных наград, включая “Золотой глобус” и является одним из главных претендентов на премию Оскар в категории “Лучший кинофильм на иностранном языке”. “Левиафан” вызвал бурную полемику в социальных сетях. 13 ноября, он должен была выйти в российский прокат. Но буквально накануне прокатчики передумали и передвинули релиз на февраль месяц, мотивируя это тем, что именно в это время стартует гонка за премию «Оскар», на которую «Левиафан» был выдвинут Россией. А отношение к картине российских можновладцiв с момента дебюта на Каннском фестивале заметно изменилось. Так, министр культуры РФ Владимир Мединский в то время говорил, что лично ему фильм не понравился, но это, несомненно, талантливая работа. Недавно же он сказал: “Тема Русской православной, как она преподнесена в фильме – это совсем уж перебор! За гранью. Это меня сильно и неприятно резануло! Скажу так – “да воздастся каждому по вере его…”
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: многоопытный кинокритик Андрей Плахов так говорил о “Левиафане” по горячим следам: “Фильм и правда замечательный: большое кино – талантливое и смелое, свободное и бескомпромиссное. С матом, который слушается как музыка и придется переварить как самый невинный из пороков. С поразительными пейзажами русского Севера, сурового Баренцева моря, из недр которого в самый драматический момент совершенно естественно является кит – библейский Левиафан. С виртуозным сочетанием высокой и низкой образности. С юмором, который раньше вроде не входил в число добродетелей Звягинцева: в течение первой половины просмотра зал много раз заходился от хохота, прежде чем впасть к финалу в эмоциональный ступор….”
Что не может не радовать в работе Звягинцева — так это нежелание закрашивать каждый кадр чёрным маркером. И вроде ото всюду несёт безысходностью и хандрой, а его герои как-то научились с этим жить, выработав иммунитет к окружающим бедам. Будто постаревшие временем дети они выдавливают жутко язвительный, но до слёз смешной чёрный юмор и непоколебимую закалку к употреблению водки. При этом почти все диалоги звучат правдиво и очень человечно. И хоть из уст некоторых героев выходит несуразный бред, но гневаться не получается, лишь умиляешься как детям, вся глупость которых вызвана наивностью и большим открытым сердцем. Так и все герои, большинство из них способны лишь помочь другим, выпив с ними водки и от всей души посочувствовать, а уж никак не поспособствовать делом. Мол Богу угодны твои мучения, мы же тут для тебя, чтобы смягчить твою боль. Интересно заметить, что зал радостно смеялся, такой сердечный смех местной публики, как смеются взрослые, когда маленькие дети натворят что-то очень комичное.
О пластах, поверхностях и направлениях «Левиафана» можно писать бесконечно. На протяжении всей картины внутри вырастает мысль о том, что не власть виновата в том, что нам так плохо живётся (в конце концов мы её выбираем), и не Бога это вина. Напротив, как можно требовать от сильных мира сего, когда мы сами от себя не хотим ничего требовать. Если уж нам эта власть угодна, то почему ей не быть угодной Богу?
Судьбу Иова Николай Сергеев копирует лишь до тех пор, когда на того обрушились кары небесные, последующие очищение и преображение праведника Звягинцев не показывает. Для тех, кто не в теме, саму библейскую притчу своими словами пересказывает единственный положительный, хоть и эпизодический, персонаж картины — местный священник отец Василий. Да и то, в ответ на его внушение Николай спрашивает: “Сказка, что-ли?” и получает дурацкий ответ: “Да нет – в Библии написано!”
Россия «Левиафана» – именно та самая загадочная северная страна, где у власти стоят бандиты и убийцы. Судьи, менты и прокуроры насквозь продажны. Народ пьет водку как минералку, из горла и сразу целую бутылку. Если женщина красивая – она скорей всего готова переспать с любым за обещание “взять в Москву”. А главное, как пел Высоцкий, и “в церкви все не так, все не так, как надо”. Последнее акцентировано: заметно, что в период, когда снималась картина, на слуху был грандиозный скандал вокруг так называемого панк-молебна, и этому событию посвящен финальный эпизод ленты – проповедь архиерея перед стоящими в церкви чиновниками-“подсвечниками”, превращающий художественное высказывание авторов “Левиафана” в своеобразный манифест. В «Левиафане» Звягинцев явно предпочел стилистику Рогожкина, чьи сцены из «Особенностей национальной охоты» он почти дословно цитирует.
Однако стоит признать, что если отечественный зритель уже успел устать от фильмов и сериалов, где героями выступают бандиты, менты, адвокаты, коррумпированные чиновники, алкаши и люмпены, западному зрителю такого рода материал может показаться самым что ни на есть актуальным. Современная Россия предстает такой, как она рисуется в “Левиафане”, почти во всех иностранных СМИ. Поэтому создается стойкое ощущение, что восторги сопутствуют не художественным достоинствам ленты, на мой взгляд сильно уступающей предыдущим работам Звягинцева, особенно в части актерской игры (достаточно сказать, что Мадянов в сотый раз играет одну и ту же роль вечно пьяного коррупционера), а ее общественно-политическому пафосу. Это заметно и по реакции западных журналистов, чьи вопросы к режиссеру концентрировались в основном на отношениях художника с властями…
Не откажем себе в удовольствии процитировать некоторые пассажи из рецензии на “Левиафан” с казахского сайта DOKUGUSFRA, которые, надеемся, расставят все точки над “i”.
– Короче, осылай болган. Бiр басяк слесарьдын…
– Бля братан бля братан нахуй бляяя деп отырган бессмысленный
– Олтiрген жок к сожалению
– Потом еще сол катын жан-жакка болменi аралады без трусов
– Сука олтiремiн екеуiндi айкалады изо всех сил
– Сен айелiндi олтiрдiн деп на почве ревности
Тут уж не добавить не прибавить…
Специально для STARBOM.com подготовил Николай Лежнев