Фильм “Отель «Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel) Как из консьержа превратиться в миллионера…

Назад
НОВИНИ

3273887105432737758778кекеке2737626757358776ввппО ЧЕМ КИНО: фильм рассказывает о похождениях месье Густава (Рейф Файнс), очень колоритного, обходительного и в меру хитрого любимца пожилых женщин, консьержа отеля “Гранд Будапешт” и его преданного слуги коридорного Зеро Мустафы (Тони Револори). Их приключения начинаются, когда умирает старая вдова мадам Ди. (Тильда Суинтон), давняя приятельница месье Густава, и множество родни покойной, а главным образом коварный племянник Дмитрий (Эдриан Броуди), недовольны её завещанием. Еще бы – она завещала консьержу бесценную картину “Мальчик с яблоком”…
ПОЧЕМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ: не припомню фильма, в котором множество знаменитых актеров снялось в настолько необычных для них образах, что простое появление их на экране вызывало бы смешок в зале. Смотреть фильм стоит — как минимум это пособие по блестящей актерской игре, которую не так часто увидишь, а некоторые сцены этой комедии положений сами по себе гениальны.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: власти Австрии (ведь именно Австрия узнается в гипотетической республике Зубровка) должны при жизни поставить памятник Уэсу Андерсону – настолько красиво, живописно и со специфическим юмором показал он эту страну в своем фильме. А то, как он эффектно умеет это делать, многие запомнили по его фильму “Поезд на Дарджиллинг”. Картина очень символична и полна всего иносказательного, начиная от «масонского общества» консьержей отелей по всему миру и заканчивая аллегоричным тупым убийцей-наёмником (Уиллем Дефо), подосланным Дмитрием, а также различной атрибутикой со знаком ZZ и нацистскими настроениями в Зубровке и на границах. Но, в первую очередь – это комедия, сделанная в специфической “швейковском” стиле, с удивительной музыкой Александра Депла, да еще украшенная стихами, которые любит декламировать мсье Густав, а за ним его слуга Зеро вместе с невестой Агатой.
Месье Густава, играет  Рейф Файнс известный ранее сугубо серьезными, драматическим ролями (“Английский пациент”, злой лорд из поттерианы). Наблюдать за ним в роли обаятельного пройдохи с принципами, честью и совестью — одно удовольствие! Его герой – консьерж отеля, аристократичный мужчина средних лет, привлекательный и обходительный с пожилыми дамами, в то же самое время плутоватый и не упускающий своего человек. Пресловутую картину, отписанную ему усопшей возлюбленной он, на всякий пожарный случай, реквизирует прямо из замка графини. Его положительные, достойные уважения черты раскрываются рядом с его слугой и другом  – коридорным Зеро Мустафой. Несмотря на радикально восточную внешность, герой Тони Револори не так прост и наивен, и хотя Зеро еще очень молод – он уже настоящий мужчина. Его возлюбленную, хрупкую работницу кондитерской Мендла — Агату, с «родимым пятном в виде Мексики на щеке», сыграла Сирша Ронан и в ней нет ничего от Ханны – той, которая “совершенное оружие”. Не могу не выделить «злодея» фильма — Дмитрия, кого так органично сыграл очаровательный с неизменным выражением ироничной грусти на лице Эдриан Броуди. Его роль гротескна и забавна, и за ним очень любопытно наблюдать, особенно зрителям, знающим его по серьёзным ролям. Спонтанный смех в зале вызвало появление на экране экс-Халка Эдварда Нортона. В австрийском офицерском мундире и с усиками он выглядел точь-в-точь в точь как поручик Лукаш из романа Гашека. Отрицательных ролей в репертуаре Уиллема Дефо было немало, но такого нелепого, как убийца Джоплинг, не припомню. Торчащие дыбом волосы, печатки-кастеты на пальцах обеих рук и кожаный плащ с “дверцей” для спиртного – обхохочешься. Смеяться хотелось и глядя на совершенного лысого Харви Кайтела, который сыграл вора в законе, к тому же изобильно украшенного наколками. Даже в эпизодических ролях в этом фильме снялись значительные актеры. Образ пожилого Зеро Мустафы  воплотил Ф.Мюррей Абрахам (“Амадеус”), писателя – Джуд Лоу, а юриста доктора Ковача  сыграл Джефф Голдблюм. Кстати, создатели дубляжа последовали за оригиналом, и всем известная венгерская фамилия в фильме произносится как Коваск. Уэс Андерсон создал прецедент и, можно сказать, закрыл тему консьержей и прислуги в послужных списках большинства голливудских актеров. Судите сами – Билл Мюррей (“Охотники на привидений”), Оуэн Уилсон (“Шанхайский полудень”), Матье Альмарик (“Венера в мехах”, “Враг государства No 1”), Рейф Файнс, Боб Балабан (“Охотники за сокровищами”), оскароносец Фишер Стивенс и любимец Андерсона Джейсон Шварцман (“Поезд на Дарджиллинг”, “Спасти мистера Бэнкса”)
РЕЗЮМЕ: многие из приемов, которые использовал в своей картине режиссер, давным-давно известны. Но их ведь надо еще уметь применить. В результате получаем одну из лучших комедий сезона да и еще с двойным дном, как в прозе писателей из Австро-Венгрии – Бранислава Нушича, Ярослава Гашека и Стефана Цвейга.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев