О ЧЕМ КИНО: Себастьян Морен (Баптист Лекаплен), закончивший университет и обладающий обширными познаниями, решает однажды – для того, чтобы быть счастливым, работать вовсе не обязательно. Он отправляется в Париж, чтобы предаваться мечтаниям лежа на диване. Благо, не бедные родители обещают помогать, а однокурсница Анна (Шарлотта Ле Бон) приглашает его пожить в квартире ее дяди, чтобы сэкономить на оплате аренды, вместе с ней и еще одним однокурсником, Бруно (Феликс Моати). Анна влюбилась в Себастьяна еще в университете и втайне надеется, что у них что-то получится, а Бруно влюблен в Анну и самоуверенно считает что с течением времени она ответит ему взаимностью. А вот Себастьяна интересуют только книги, телевизор, прогулки в парке и сладкие сны на уютной кровати…
РЕЦЕНЗИЯ: «Свободный и сонный»: «I just prefer dreaming life to living it».
Бенжамин Гуеди и Ромен Моннери показывают себя знатоками комедии и литературы, экранизируя практически неизвестный нефранкоязычной публике роман «Свободный и сонный», повествующий о юноше, что вот-вот станет мужчиной. Сотни страниц легко умещаются в полтора часа, а Баптист Лекаплен своей игрой заставляет зрителя забыть о любых недочетах фильма. В 2010-м году Ромен Моннери выпустил полуавтобиографическую историю о Себастиане Морене, имеющем научные степени и широкие познания в различных областях науки и искусства, но не желающим применять ни знания, ни умения. Себастиан хочет быть «свободным и сонным», читать и делать работу по дому, так в его представлении выглядит идеальная жизнь. Не впадая в крайности, режиссер Бенжамин Гуеди не делает героя ни гиком, ни мачо, а лишь индивидом, стоящим на пороге социализации.
Начинается «Свободный и сонный» как комедия, в первой сцене Себастиан, обращаясь к зрителю, рассказывает об особенностях своей мастурбации, объектами которой становятся лишь «знакомые девушки», что, по мнению Себастиана, определенно демонстрирует его связь с реальным миром. Соотношение реальности и воображения, наслаждения и необходимого труда в рамках социальной жизни – такова основная тема картины. Используя метод от противного, режиссер сперва полностью соглашается со своим героем и поддерживает его, а затем один за другим элиминирует все преимущества жизни на диване за чашкой чая и книгой, доказывая необходимость быть общественно полезным не ради мифического социального блага, а ради самореализации.
Постель не может служить самой важной вещью, а люстра и потолок не подходят на роль идеального пейзажа. Три раза Гуеди использует сцену, в которой Себастиан «идет против течения» – людской поток на улице спешит на работу, а наш юноша отправляется в парк, чтобы съесть немного печенья. Праздная жизнь с каждой минутой жизни кажется все менее и менее привлекательной, все больше напоминая сценарий мастурбации. И в конечном итоге именно таков был основной замысел писателя Моннери, также испытывавшего проблемы переходного периода, но поборовшего их.
Прагматизм не борется с идеализмом, а лишь требует своего законного места – к такому выводу придет наш Себастиан, и случится это не без трагедии, в которой будет присутствовать упущенная из-за собственной неуверенности любовь. Романтическая линия в «Свободном и сонном» по отношению к общему хронометражу занимает ничтожно мало времени, но именно она является наиболее драматически сильной и для внимательного, чуткого зрителя ее завершение по отношению к одному из героев покажется несколько нечестным, и снимет у выстроенного как по нотам фильма пару очков.
Далеко не единственным, но значительным поводом для просмотра «Свободного и сонного» является исполнитель главной роли. Гад Эльмале назвал Баптиста Лекаплена «лучшим в своем поколении», и не верить мэтру комедии нет причин. Работающий в основном в театре, Лекаплен не только блестяще отыгрывает свою партию, но и затмевает Шарлотту Ле Бон и Феликса Моати, прославившихся после «Ив Сен Лорана» и «LOL», соответственно.
Жан-Жак Руссо без сомнения одобрил бы стремление Себастиана удалиться от общества и целыми днями кататься по начищенному паркету в носках, но удовольствие от жизни и безответственность это все без сомнения разные вещи, о чем «Свободный и сонный» доходчиво рассказывает зрителю. Для тех, кому интересны более детальные описания прекраснодушных будней, роман Ромена Моннери уже переиздали с тематической кинообложкой. Евгения Савкина
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм Бенжамина Гуеди – своеобразная обманка. Несмотря на заявленное нежелание работать, Себастьян вовсе не ведет образ жизни сосущего лапу медведя в берлоге. Бруно недаром говорит: “Если бы те усилия которые ты прилагаешь чтобы не работать, пустить на дело – ты стал бы королем мира!”. В конце-концов Морен находит родственную душу в лице инспектора социальной службы Ришара (Дени Подалидес) который соглашается с доводами Себастьяна: “У каждого должен быть финансовый минимум – плата за то, что ты человек” и назначает ему пособие. До поры до времени, он прекрасно ладит со всеми, а Бруно, лихорадочно ищущего работу, выгоняют даже с должности водителя катафалка с формулировкой “за создание неблагоприятной обстановки на похоронах!”. Однако всему приходит конец и Анна (канадка Шарлотта Ле Бон – “Пена дней”, “Ив Сен-Лоран”, “Пряности и страсти”) говорит ему в сердцах: “Ты считаешь что лучший способ не умирать – это не жить!”. И просит съехать с квартиры.
Средний голливудский режиссер, начиная с этого места попотчевал бы кинозрителей назидательной пятиминуткой, испортив все впечатление от фильма. А Бенжамин Гуеди нашел и прекрасное образное воплощение изменившейся жизни Морена и подобрал для малюсенькой роли Валентины Кайю совершенно удивительную актрису – Сулиан Брахим из театра Comedie Francaise.
РЕЗЮМЕ: “Правила жизни французского парня” – настоящее французское кино. Как доказывает Бенжамин Гуеди своим фильмом – для того, чтобы привлечь внимание кинозрителей вовсе не обязательно каждые пять минут показывать половые акты, полчища инопланетян или пьяные выходки тинейджеров на выпускных вечерах…
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев