Чтобы побеждать на международных кинофестивалях украинские короткометражки должны, для начала, в них участвовать!
Поводом для написания статьи послужило вручение премии Оскар-2013 за лучший короткометражный игровой фильм «Сейчас или никогда» (Curfew) канадскому режиссеру Шону Кристенсену (написал сценарий для «нетленки» «Побег» с Тейлором Лотнером в главной роли). Хотелось понять, чем их фильмы лучше наших и почему получают столько наград на различных кинофестивалях («Сейчас или никогда» в 2012 году стал еще победителем Международных фестивалей в Клермон-Ферране, Нэшвилле, Стокгольме, Вудстоке, а также обладателем приза зрительских симпатий на фестивалях в Кливленде и Брюсселе). После просмотра фильма, вопросов стало еще больше. Фильм «Сейчас или никогда», говоря без сантиментов – это уровень курсовых короткометражек Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенка-Карого.
Для удобства сравнения возьму фильм «Старый пес» 24-летнего актера и режиссера Максима Стецкова (КНУКИТ) мастерская Ю.Н.Мажуги. Он приблизительно такой же по хронометражу (около 20 минут) и начинается, как и фильм-обладатель Оскара, с телефонного звонка. Только в канадском фильме звонок спасает опущенного наркомана Ричи (Шон Кристенсен) от самоубийства, а в украинской ленте звонок заставляет шевелиться, чтобы избежать смерти, диспетчера пункта «Скорой помощи» где-то в районном городишке.
Наш фильм мне понравился даже больше канадского сценарием, операторской картинкой и прежде всего актерской работой. Наш фильм оригинальнее и жестче, а идея канадской картины расплывчата и нарочито двузначна (и нашим и вашим). Шон Кристенсен сам исполнил главную роль и невооруженным взглядом видно, что в этой области он невеликий профессионал. Назвать исполнительницу второй главной роли Фатиму Птацек профессиональной актрисой тоже не представляется возможным в силу ее юного возраста, хотя она и сыграла в «Няньке по вызову» рядом с Кэтрин Зета Джонс.
В «Старом псе» всего одна главная роль (за исключением закадровых голосов), диспетчера «Скорой помощи», досталась крепкому профессионалу 56-летнему Олегу Примогенову, актеру киевского театра “Колесо“. На его счету в основном эпизоды в фильмах «Той, хто пройшов крізь вогонь», «Сваты-2», «Приключения Верки Сердючки», «День рождения буржуя», «Зефир в шоколаде». Для меня его работа стала неожиданным и приятным открытием.
Оператору «Старого пса», 27-летнему Павлу Кучеренко выдалась, в отличие от заокеанского коллеги Дэниэла Каца, задача посложнее – минимум локаций (точнее, одна!) в отличие от сверкающих неоном улиц канадского города. Но с задачей он справился играючи и профессионально. Павел – Лауреат премии им. И.Франко за лучшее телевизионное произведение. Снял около 30 документальных фильмов для «Т.О. Художественных и документальных фильмов», работал на программах «Светская жизнь с Катей Осадчей», шоу «Пекельна кухня-1,2». Общая идея этих двух фильмов проста и заключается в том, что даже умирая мы не хотим умирать. Мы не хотим быть ненужными. Мы хотим, чтобы кто-то привел нас в чувство, вдохнул в нас жизнь.
По-настоящему взволновал как раз фильм, который не снискал никаких наград и, почти наверняка, их не получит…
P.S. STARBOM.com обязательно побывает на «Фестивале независимого украинского Арт-хауса» (Киев 07 -11.04.2013 кинотеатр «Кинопанорама») и расскажет об этом событии.
Специально для STARBOM.com Николай Лежнев