В этом году легендарный коллектив львовских анархистов «Брати Гадюкіни» отмечает 30-летие. И хоть в 2009-м группа потеряла своего фронтмена и отца украинского рок-н-ролла Сергея «Кузю» Кузьминского, сейчас музыканты активно гастролируют, работают над новым альбомом, а на днях получили премию Yuna «За особые достижения» пишет портал Bit.ua.
Bit.ua спросили у экспертов, за какие заслуги они отметили «Братів Гадюкіних» и как группа повлияла на украинскую музыку, ведь если бы не «гады», нам бы не было так обидно за проигрыш «Карпат», а Тернополь не казался бы настолько «файним містом».
«Брати» – это и панк, и лирика, и экзистенциальный месседж одновременно, – главный редактор интернет-журнала Karabas Live Игорь Панасов.
«Брати Гадюкіни» – группа, песни которой довольно точно выражают лучшие черты менталитета украинцев и специфику непростой истории нашей страны. Они воплощают в себе драматизм, суровость жизни и способность посмеяться над этим накалом страстей. Именно это умение сталкивать носом к носу страшное и смешное, умноженное на личную харизму лидера группы Кузи, сделало «гадов» одним из феноменов современной украинской музыки. «Брати» – это и панк, и лирика, и экзистенциальный месседж одновременно.
Кроме того, еще в начале 90-х они умели делать то, что сейчас называется мемами – придумывать песни-вирусы, которые становились нарицательными. «Файне місто Тернопіль», «Наркомани на городі», «Карпати» знов програли в футбол» – названия и строки, которые надолго укоренились в бытовой речи. О таком влиянии на слушателей мечтает любой музыкант. Думаю, все описанные мною факторы и привели к решению вручить группе почетную премию Yuna. В моих глазах это заслуженная награда на 200%.
На гастролях по райцентрах Хмельницької області ми купували їм пиво і носили колонки, – организатор фестиваля Respubliсa Андрей Зоин.
Вважаю, що в 90-х тільки «Брати Гадюкіни» і ВВ могли зацікавити молодих неформалів, яких тоді було чимало і в містах, і в селах. Тільки якщо ВВ були студентами-ботанами, що грають панк, то в Кузі, якщо не помиляюся, вже була одна ходка. І співали вони не про якісь уявні речі, а про те, що відбувалося поруч з нами.
Пам’ятаю, як ми познайомилися: «Гади» вирушали в тур по райцентрах Хмельницької області. У перший день ми принесли їм авоську пива й поїхали на гастролі разом з ними. В турі допомагали носити колонки, які вони возили з собою в автобусі ПАЗ.
Я не думаю, що «Брати Гадюкіни» якось сильно вплинули на розвиток української музики. Як на мене, їх зрозуміли й оцінили тільки в кінці 2000-х. Не чув, що їх нагородили премією Yuna, але якщо це так, все вірно, бо «Брати Гадюкіни» – це один із кращих українських гуртів, з 80-х і дотепер.
«Брати Гадюкіни» говорили со своим слушателем на одном языке и были одними из первых, чьи песни начали «снимать» под гитару и петь во дворах, – главный редактор портала LiRoom Алексей Бондаренко.
«Брати Гадюкіни» начали играть рок-музыку на украинском языке тогда, когда это было событием практически из ряда вон выходящим. Благодаря успеху на конкурсе «Червона Рута» в 1989 году о них заговорили во всей на тот момент УССР. Несмотря на то, что их музыка может показаться несколько ироничной и комичной, «гады» были настоящими рок-звездами, которые говорили со своим слушателем на одном языке. Странный диалект Кузи – это не художественный прием (как, например, у DZIDZIO), он действительно так разговаривал, как и многие львовяне в то время.
Музыка, тексты, подход и образ «Братів Гадюкіних» повлиял на огромное количество украинских музыкантов. Вклад этой группы сопоставим разве что с ВВ. Об их влиянии говорили и Вакарчук, и Фоззи, и «Бумбокс», и даже «Димна Суміш». Достаточно посмотреть список артистов, которые сыграли на трибьюте после смерти Кузи, чтобы в этом убедиться.
«Особое достижение» «Братів Гадюкіних» – в формировании украинской рок-музыки, ведь они были одними из первых, чьи песни начали «снимать» под гитару и петь во дворах. Более того, еще в 90-х они начали создавать то, что сейчас называют «мемосодержащей музыкой» – одни «117 стаття» и «Наркомани на городі» чего стоят. «Брати Гадюкіни» показали в свое время, что рок-н-ролл на украинском тоже может быть очень крутым. Великая группа.
Это группа-первопроходец, которая чуть ли не впервые в истории смогла экспортировать Украину в гости к Алле Пугачевой, а потом и за границу, – музыкальный редактор портала Muzmapa Даниил Панимаш.
«Брати Гадюкіни» в конце 80-х вылезли из подвалов со своим вроде как развеселым и разудалым ска/рок-н-роллом, который, тем не менее, звучал очень грустно и депрессивно. Нотки этой депрессии и грусти можно услышать в голосе Сергея Кузьминского, и эту усталость вперемешку с отчаянием удачно скрывали тонны самоиронии, центнеры дивных языковых игр и миллиграммы различных седативных веществ. Группу часто называли украинскими The Rolling Stones — отчасти это и правда, однако закрадывается подозрение, что такой образ приклеился не столько из-за музыки, сколько из-за обретения некой национальной музыкальной гордости. За рассыпающимся железным занавесом уже 30 лет как гремят The Beatles и Led Zeppelin, а у нас только начиналась своя рок-история, с национальным колоритом, пропущенным через американские блюзы и рок-н-роллы.
Безусловно, это было для Украины, которая выкарабкивалась из-под обломков СССР, уникальным явлением — группа-первопроходец, которая чуть ли не впервые в истории смогла экспортировать Украину в гости к Алле Пугачевой, а потом и за границу. Ну и сам маскировочный образ простых парней, не без юмора поющих о простых радостях украинской провинциальной жизни в постсоветской действительности со всеми переменными этого сложного уравнения вроде наркоманов, проституток, сала, полуразложившихся рыбьих трупов, 40 пачек сигарет «Верховина» и прочих прелестных и исполненных очарования вещей.
Вряд ли «Гадюкіни» оказали на кого-то больше музыкального влияния, чем те, с кем их сравнивают. Их условная популярность и культовость как раз и заключается в том, что они были первыми такими в Украине, пусть и бесконечно опоздавшими относительно мира со своей музыкой. Тем не менее есть вещи, которые вне мирового контекста становятся важной составляющей отдельного культурного процесса. В первые годы независимости, период поисков культурной самоидентификации, как раз и приключилась такая история, поэтому влияние этой группы следует рассматривать как точку отсчета развития украинской сцены и ее присутствия в мире.
«Всамделишный» и припанкованный рок – их музыка шла вразрез с официальной пропаганд-поп-культурой конца 80-х, – автор и ведущий аудиожурнала STEREOBAZA на Просто Ради.О Игорь Панасенко aka Stereoigor.
Каждой нации нужны герои. Хорошо помню социальный климат конца 80-х: на издыхании советской империи окончательно вызрела тяга к чему-то «неформальному». Критической массе мыслящих граждан уже нужны были не лубочные комсомольские герои «из телевизора», а настоящие, живые, из народа. Большинство возникших тогда на фактически пустом информационном месте музыкальных актов «обрекло» себя на долгие годы известности. При этом качественные характеристики музыки, мягко говоря, не всегда были решающим фактором. Наша страна в постсоветском пространстве — не исключение. Раз у общественности был запрос на честную, неэстрадную музыку — то музыканты, на этот запрос более или менее отвечавшие, становились чем-то гораздо большим, чем КСП («клуб самодеятельной песни». — Прим. Stereoigor).
Особенно если их музыка шла вразрез с официальной пропаганд-поп-культурой.
Одни из них, безусловно, «Брати Гадюкіни»: «всамделишный» и припанкованный (с точки зрения инерционных социальных норм) рок. Кто знает, как сложилась бы судьба DIY украинского ска-рок-н-ролла, рухни СССР и железный занавес немного раньше или немного позже. Но история, как известно, не знает сослагательных наклонений, а потому представить даже современную украинскую музыкальную сцену без группы «Брати Гадюкіни» довольно трудно.