Продюсер, медиамен, создатель промо-компании STARBOM.COMpany – Денис Путинцев об украинской патриотическо-исторической драме «Чорний ворон» на основе романа Василя Шкляра «Чорний ворон. Залишенець». Благодаря «ТЕТ-Продакшн» по заказу телеканала «1+1», компании Кіноманія и Государственному агентству Украины по вопросам кино смотрим в кинотеатрах с 5 декабря.
На экране – одни из самых трагических и до недавних пор умалчиваемых событий нашей истории – борьба украинских повстанцев в Холодном Яре против сил большевиков в 1920-х.
Главный герой – Иван Чорновус по прозвищу Чорний Ворон хотел бы жить спокойной семейной жизнью. Но времена не те. Не отвоевал он свое. Во всех смыслах. Поэтому Иван делает выбор, зафиксированный на черном боевом прапоре повстанцев: «Воля або смерть!» И начинает борьбу против большевиков-оккупантов.
Роман Василя Шкляра «Чорний ворон. Залишенець» был издан в 2009-м.
В 2011-м планировалось, что режиссером ленты станет именитый поляк Ежи Гофман. Но последний заявил, что отказывается экранизировать произведение Шкляра, поскольку оно носит националистический и антироссийский характер.
В 2016-мстало известно: экранизации таки быть. Под началом 1+1. В виде мини-сериала.
В 2018-м создатели решили снимать полный метр. И отлучили автора романа.
Все эти внутренние неурядицы влекли за собой смену продакшнов, сценаристов и режиссеров.
В итоге Василь Шкляр таки стал участником процесса. И даже читает закадровый текст.
А я вот не читал бестселлер Василя Шкляра. Поэтому мне не с руки придираться к сценарию, реализованному режиссером Тарасом Ткаченко («Гніздо горлиці»). Хотя некоторые критики, ознакомленные с книгой, утверждают, что практически все актеры сыграли отлично, но играть им было особо нечего.
Другие сетуют на то, что фильм сгладил не только радикально звонкие националистические нотки, звучащие в книге, но и многогранность, бытовую иронию главного персонажа, а также динамику литературного произведения. А также нивелировал сцены секса и насилия, которыми пестрит творчество Василя Шкляра.
Как по мне, украинский зритель получил еще один отечественный фильм о свободе. В первую очередь – свободе выбора. И это символично накануне Дня украинской армии.
Это тот случай, когда творческие, технические и идеологические составляющие работают в гармонии друг с другом. И саундтрек от экс-участника «Океана Эльзы» Милоша Елича гармонично обрамляет происходящее на экране.
Да, прослеживается некоторая картонность антагонистов. Но мне кажется, что в большинстве случаев это даже на пользу происходящему на экране.
Исполнитель главной роли Тарас Цимбалюк (кузнец из «Крепостной»), для которого «Чорний ворон» является дебютом в полном метре, до конца не раскрылся. Но энергетически передал характер вольного атамана.
Активно задействованный сейчас на украинских экранах Алексей Тритенко («Коли ми вдома», «Круты 1918») гримасничает, но делает это подкупающе. И радикально выясняет отношения с экс-супругой – актрисой Зоряной Марченко.
Брутальный Павло Москаль в образе боевого товарища главного героя – это мощный тестостерон.
Наталья Сумская в роли слепой знахарки Явдохи органична и символична. Профи определяется, простите, невооруженным глазом.
Сергей Бабкин в обличии вечного гайдамака Варфоломея, который живет в подземельях монастыря, неузнаваем и запоминаем одновременно. Певец еще раз доказал, что он изначально актер.
Андрей Мостренко идеально вписался в образ главного чекиста. И сыграл тонко, непрямолинейно. Для меня он – открытие этого фильма.
Одназначный поклон команде костюмеров и реквизиторов. Представляю, сколько им приходилось искать и из чего выбирать.
И обращаю ваше внимание на еще одного персонажа «Чорного ворона» – китайца, переметнувшегося от красных к постанцам, руководствуясь девизом «Воюю за того, кто кормит». В свете нынешней геополитической и экономической обстановки очень важно, чтобы китайцы делали правильный для нас выбор. И были сыты.
РЕЦЕНЗИИ ДЕНИСА ПУТИНЦЕВА НА ФИЛЬМЫ: