Продюсер, медиамен, создатель промо-компании STARBOM.COMpany – Денис Путинцев о фильме «Екс» – историческом драматическом патриотическом криминальном экшне украинского производства. Благодаря компании Кіноманія смотрим в украинских кинотеатрах и кинокомплексе Сінема Сіті с 23 января.
Хотите еще? Идите к нам в Telegram
1932 год. Галичина. Восточная Украина страдает под гнетом советской власти, западная – под гнетом власти польской.
Четверо молодых подПОЛЬЩІков УВО (Українська Військова Організація) по прозвищам Черный, Зюк, Явир и Терен планируют ограбление почтового отделения. Без жертв. Особенно среди гражданских.
На сленге, которым пользовались тогдашние революционеры, «екс» это сокращение от «експропріація» – принудительное изъятие индивидуальной собственности. Самый эффективный способ финансирования революций.
Экспроприированные деньги должны пойти на нужды сопротивления и борьбу с оккупационной властью. Но все идет не по плану. Задуманный украинскими патриотами политический акт публичной экспроприации превращается в кровавую бойню.
Сценарий основан на реальных событиях ограбления почты в городке… хм… Городок (тогда – Грудек Ягелонські). Автор сценария – Ярослав Яриш. Свою работу он подал на литературный конкурс «Коронація слова», где она была замечена одним из членов жюри – режиссером Сергеем Лысенко. Затем к творческим личностям примкнул продюсер Андрей Границя, и они подали свой проект на рассмотрение Держкино. После чего получили на производство из госбюджета около 13 миллионов гривен – половину от общего бюджета картины 25 581 000 гривен.
Далее режиссер набрал в картину перспективный, по его мнению, молодняк – начинающих актеров преимущественно западной Украины. И попытался реализовать то, что в Голливуде называется драмедией, – микс из драмы и комедии.
Ну, а социально-политический посыл своей работы Сергей Лысенко сформулировал так: «Для мене цей фільм – про поразку, яка перетворилася на перемогу. І це дуже актуальна річ для новітньої історії сучасної України. Поразка УПА стала поштовхом для формування українців як політичної нації. Сьогодні поразка на Донбасі об’єднала націю і сформувала її остаточно».
Тем не менее, несколько удачных кинематографических рисунков не сложились у меня в целостную образность вышиванки.
Получилось нудновато: затянутые кадры, пластмассовые образы и не к месту пафосные диалоги, которые сформулировались в моей голове в ироничный чиновничий посыл: «експропріація творчих здобутків Тарантіно з метою патріотичного виховання».
Да, многие коллеги видят в «Екс» претензию на стиль Квентина Тарантино и Гая Ричи. Как по мне, присутствует пара-тройка намеков в сценах с элементами насилия. Но все это и рядом не лежало возле старика Квентина. Черная ирония выглядит топорно. А брутальность – наигранно. Вся актерская энергия сосредоточена на насупливании бровей и сведении скул.
Плюс галицко-польский диалект. При всем уважении и достоинстве нескольких смачных шуток в филологическом антураже этого диалекта: недоработали адаптацию ко всеукраинскому прокату. Допустим, в той же недавно вышедшей в прокат картине «Віддана» это добавляет изюма в красивое и вкусное блюдо. А здесь, скорее, заставляет напрягаться и отвлекаться, создавая эффект локальности вместо эффекта реальности.
А вот перед оператором Сергеем Михальчуком снимаю шляпу. Вообще, создается впечатление, что украинские операторы – пока лучшее, что есть в нашем кинематографе.
Лучшая сцена – монолог в хате украинского хозяина, адресованный польскому воеводе. Здесь максимально вкусно – и в операторском, и в режиссерском, и в актерском плане.
Также порадовал ненавязчивый, но при этом стильный саундтрек.
Хотите еще? Идите к нам в Telegram
РЕЦЕНЗИИ ДЕНИСА ПУТИНЦЕВА НА ФИЛЬМЫ: